• slide10
  • slide9
  • slide4
  • slide8
  • slide5
  • slide7
  • slide3
  • slide2
  • slide6
  • slide1

Архимандрит ИСААКИЙ

(Иван Васильевич Виноградов)
12 февраля 1895 - 12 января 1981

 Настоятель Никольского кафедрального собора Русской Православной Церкви
в Алма-Ате (Верном, Алматы) 1948-1957Архимандрит ИСААКИЙ

Родился в благочестивой семье Василия Васильевича и Анны Ивановны Виноградовых. Отец происходил из дворовых людей князей Долгоруковых и родился в с.Кряково в 12 верстах от дер.Хотыницы, в которой впоследствии преподавал всю жизнь. Был человеком очень начитанным и любившим свое дело, интересовался не только литературой, но и математикой, физикой, химией, агрономией, производил меторологические наблюдения, знал ремесла столярное и сапожное, хорошо играл на физгармонии. Во все время своего учительства он был регентом церковного хора, в котором принимали участие как ученики его школы, так и окончившие ее. Екатерининская церковь, где Василий Васильевич был регентом хора, находилась в погосте Каложницы в полутора верстах Хотыниц. Мать - Анна Ивановна происходила из села Сиворицы Гатчинского уезда Петербургской губ., где ее отец Иван Михайлович Лихачев и мать Антонина Ивановна были фельдшерами. Анна Ивановна работала учительницей сначала на своей родине, познакомилась с будущим супругом в хоре певчих на съезде учителей в Гатчине, где торжественно отмечался день памяти Святителя.Николая, и, как они любили говорить: сосватал их Святитель Николай, которого впоследствии и сам архимандрит Исаакий считал своим покровителем в течение всей своей жизни. Ваня Виноградов родился в Петербурге, куда мать приехала на время родов из с. Княжево в родовспомогательное отделение Александровской женской больницы и был окрещен в честь Крестителя Господня Иоанна Предтечи.

 Места проживания архимандрита Исаакия

 Санкт-Петрербургская губ., с. Княжево
1895 - 1901

 Первые годы жизни его в основном протекали в селе Княжеве, где мать его была учительницей. Часто отец, который учительствовал в соседнем селе Хотыницы, приходил в Княжево к жене и детям на лыжах и проводил с ними свободное время. Иногда отец присылал за женой и детьми извозчика с лошадкой, и Анна Ивановна с дочерью Тоней и маленьким Ваней ехали к отцу в Хотыницы, а потом - в церковь. Так как Василий Васильевич был регентом, а Анна Ивановна пела в хоре, то буквально с пеленок маленький Ваня присутствовал на богослужении, часами лежа на хорах и засыпая под звуки церковных песнопений, а иногда и "подпевая" им. С раннего детства Ваня охотно посещал храм, а дома играл в "батюшку". С трехлетнего возраста всех благословлял. Часто бывая в храме, он постепенно заучил много молитв, так что мог отслужить всенощную, совершить почти целиком любую "требу" для кукол своих сестриц, "Крестил", "венчал" кукол, молился, воздевая руки, над "больными" куклами

 Санкт-Петрербургская губ., с. Хотыницы

 1901 - 1913

 В 1901г. после рождения младшей дочери Ольги Анна Ивановна перестала преподавать, и всей семье, наконец, удалось соединиться, поселишись вместе в Хотыницах. Родители были для Вани и его сестер духовными наставниками, а затем и учителями. Ваня Виноградов закончил 3-х годичную сельскую школлу в Хотыницах, где преподавал его отец. Отец Вани преподавал не только русский язык и арифметику, но на этих же уроках давал понятие о явлениях природы и даже сопровождал уроки опытами по физике. В книге для чтения содержались повествования из русской истории. В школе была хорошая библиотека детских книг, прекрасные повести Авенариуса на исторические темы. Дома в семье Виноградовых также была неплохая библиотека Отец любил храм Божий и церковное пение, почитал духовенство. Будучи регентом Екатерининской церкви, отец Вани обучал учеников и пению, все его ученики пели в церковном хоре. Раз в неделю школу посещал священник, настоятель Екатерининской церкви. Каждый день в школе кто-нибудь из учеников читал перед уроками Евангелие на церковно-славянском языке. Все члены семьи Виноградовых пели на клиросе, начиная с самого раннего возраста. кто-нибудь из учеников читал перед уроками Евангелие на церковно-славянском языке. К заутрене в Екатерининскую церковь Виноградовы ходили всей семьей. Ваня принимал деятельное участие в Крестном ходе на Пасху - нес на полотенце Евангелие, еще тяжеловатое для него. В первый день Пасхи Ваня с отцом поднимались на колокольню звонить. В годы учения в начальной школе у Вани начались первые опыты стихотворчества. Впоследствии выражать свои чувства в стихотворной форме сделалось его потребностью, особенно в дни пребывания его на фронте. С военными неудачами России в Русско-Японской войне было связано некоторым образом поступление Вани в реальное училище. Когда приблизилось окончание Ваней сельской начальной школы, то отец задал ему вопрос: "Кем бы ты хотел быть, когда вырастешь?". Ответ был давно готов: "Батюшкой!" - "Видишь, сынок, если бы мы отдали тебя в духовное училище (а это вообще и не так легко было сделать, т.к. там учатся преимущественно дети лиц духовного звания), ты бы мог к моменту окончания курса изменить свое мнение и захотеть пойти по другой специальности, сказать: "Вот, родители послушались меня, еще десятилетнего дурачка, а теперь мне трудно поступить в светское высшее учебное заведение". Если же ты окончишь светскую школу (гимназию или реальное училище), и твое намерение быть батюшкой не изменится, то мы даем тебе слово не возражать против того, чтобы ты поступил потом в Духовную Академию". Ваня с дивным послушанием совету родителей, которых горячо любил, поступил в 1-е Реальное училище в Санкт-Петербурге. Из воспоминаний архимандрита Исаакия: "Я согласился с доводами моих родителей. Выбрано же было реальное училище, а не гимназия потому, что поражение России в тот момент многие приписывали отсталости нашей в области техники. Папа, любивший точные науки, был согласен с этим мнением и считал, что необходимо всемерно содействовать развитию в России технического образования. В Петербурге было три реальных училища. Первое было наилучшим из них. Главное же преимущество для нашей семьи заключалось в том, что при нем было общежитие для иногородних воспитанников".

 Действующая армия, Румынский фронт
1917 - 1917

 Служил в Царской армии на Румынском фронте в чине прапорщика. Когда произошла революция и началась гражданская война, будущий архимандрит остался верным присяге Царю и Отечеству. Он вступил в ряды Добровольческой армии -
в отряд полковника М.Г.Дроздовского (в будущем генерала). По данным [Зв1] служил в Дроздовском полку с февраля 1918г.

 Добровольческая армия генерала Деникина
1918 - 1920

 В мае 1918г. отряд Дроздовского влился в состав армии генерала Деникина, Ивану Виноградову присвоили звание штабс-капитана. Будущий архимандрит был трижды ранен в боях, лечился в госпитале. Но будущий архимандрит не оставлял мысли служить Церкви. Об этом он писал стихотворении:

    Когда ж настанет день надежды исполненья
    И выйдет из беды Святая наша Русь,
    Я брошу тяжкий путь военного служенья
    И в келии монахом затворюсь

В 1920г. после поражения армии Врангеля Иван Васильевич Виноградов вместе с Белой армией попал на чужбину .

 Турция, о. Галиполи

 1920 - 1920

 В чине капитана с 1920г. вместе с Добровольческой армией он попал в Турцию. Турецкое правительство отселило военных и других русских беженцев в лагерь на голом, каменистом острове Галиполи. Русские по созвучию прозвали его "Голое поле". Русские голодные раненые солдаты были брошены на этой голой земле. Русская армия за границей оказалась в тяжелейших условиях, средств для существования не было, надежда вернуться на родину угасала. Будущий архимандрит спустя много лет рассказывал о тяжких годах эмиграции, об ужасной жаре и зное на полупустынных берегу пролива Дарданеллы и о том, как много он тогда по ночам молился, а над головой у него было темное южное небо с россыпью звезд... На острове Галиполи будущий архимандрит вступил в "Галиполийское землячество", основанное русскими эмигрантами

 Румыния
январь 1921 - август 1921
Болгария, г.Севлиево, г. Габрово
сентябрь 1921 - 1926

Иван Виноградов участвовал в ряде конференций общины "Христианское движение". На одной такой конференции он встретился с епископом Сергием (Королевым) из Праги, который сообщил ему об открытии в Париже Свято-Сергиевского Богословского института и дал свое благословение туда поступить.

 Парижский Православный Богословский институт Преподобного Сергия
1926 - 1928

Иван Виноградов был зачислен в институт в числе первых десяти человек. Его духовным наставником стал митрополит Евлогий (Георгиевский) - богослов, выдающийся церковный деятель, предстоятель русских православных общин в Западной Европе. В Свято-Сергиевском православном институте преподавали талантливые богословы, ученые-профессора протоиерей Сергий Булгаков, В. В. Зеньковский, А. В. Карташев, С. С. Безобразов, Г. Г. Флоровский, архимандрит Киприан (Керн) и др. В архиве архимандрита Исаакия хранится фотоснимок протоиерея Серия Булгакова с надписью: "Возлюбленному о Господе сослужителю иеромонаху отцу Исаакию. С благодарной памятью об общей молитве и трудах под покровом Преподобного Сергия. 23.06/6.07.1928г. Париж"

 Образование архимандрита Исаакия

 1-е Санкт-Петербургское реальное училище
Год окончания - 1913

После окончания 1-го Реального училища он блестяще сдал вступительные экзамены в Санкт-Петербургскую Духовную Академию

 Санкт-Петербургская Духовная Академия
Год поступления - 1913, год окончания - 1914

В день праздника в честь Казанской иконы Божией Матери 22 октября 1914г. в храме при Духовной Академии был посвящен в стихарь. Один из приделов храма был посвящен св.мч.Феодору Тирону. В день празднования его памяти в Академии всегда было торжественное богослужение с участием многих архиереев, бывших воспитанников Духовной Академии. Большая, во весь рост, икона мученика, содержала частицу его мощей. После богослужений было торжественное вручение дипломов выпускникам Духовной Академии. Однажды, будучи на I курсе Академии, будущий архимандрит Исаакий после богослужения присутствовал на торжественном вручении дипломов выпускникам, где видел архиепископа Тихона (Беллавина), впоследствии Патриарха Московского и всея Руси, прославленного в лике святых. В 1914г., будучи студентом Академии, был мобилизован в Царскую армию. Перед этим Бог судил ему быть у мощей преп.Варлаама Хутынского. Иван, тоскуя о монашестве, стал молиться об исполнении свой мечты этому угоднику Божию. После молитвы, наклонясь к мощам, спросил: "Буду ли я монахом?" - И услышал голос: "Будешь монахом". С тех пор он до конца жизни хранил благодарность преп.Варлааму Хутынскому

 Владимирское военно-пехотное училище
1914 - 1 октября 1916
прапорщик

Как и других слушателей Духовной академии, Ивана направили на срочные курсы офицеров во Владимирское военно-пехотное училище в Петербурге. К чадам Русской Православной Церкви Святейший Синод обратился с призывом идти на ратное поле. Иван Виноградов испытывал огромное чувство любви к Родине. Он считал, что любовь к Родине священна, а ее самое яркое проявление - в защите родного Отечества. 1 октября 1916г., в день Покрова Пресвятой Богородицы, Иван Виноградов был произведен в офицеры и в чине прапорщика был направлен в действующую армию на Румынский фронт. Перед отъездом на фронт он поехал попрощаться с родителями и получить их благословение. Прощаясь, молитвенно испрашивая для своего сына божественного покрова и охранения, отец надел на сына маленькую перламутровую иконку. Эту иконку вместе с нательным крестом он всегда носил на груди до 1945г. (В мае 1945г., уже в заключении, кто-то из уголовников сорвал с его шеи цепочку с крестом и родительской иконкой).

 Рукоположение

монах
Исаакий
20 февраля 1927, Париж
Рукоположил митрополит Евлогий (Георгиевский)

Отмечая большие дарования студента Виноградова и идя навстречу его желанию, митрополит Евлогий постриг его в монашество с именем Исаакий - в честь преп. Исаакия исповедника, игумена обители Далматской (память его 31 мая с.ст.). Будучи за границей, Иван переписывался с родителями. На этот постриг он получил материнское благословение (отца тогда уже не было в живых)

иеродиакон
24 февраля 1927, Париж, Александро-Невский храм
Рукоположил - митрополит Евлогий (Георгиевский)

Через три дня, в день 1-го и 2-го обретения главы св.Иоанна Предтечи (в день именин Ивана в миру) был рукоположен во иеродиакона
иеромонах
18 июня 1928, Париж, церковь Сергиевского подворья
Рукоположил - митрополит Евлогий (Георгиевский)

Был посвящен в сан иеромонаха в день празднования Боголюбской иконы Божией Матери В 1952г. о.Исаакий вспоминал об этом дне: "24 года назад в Париже снизошла на мою главу Божественная благодать священства. Я стоял в алтаре у правого угла престола коленопреклоненный, на главе моей лежали епитрахиль и ласковая рука святителя митрополита Евлогия, моего старца и восприемника в иноческом чине, за год с лишним перед тем постригшего меня в монашество. И хор нашей небольшой церкви Сергиевского подворья стройно пел по-гречески "Господи, помилуй" ("Кирие, элеисон")

игумен
2 февраля 1933, Париж
Рукоположил - митрополит Евлогий (Георгиевский)

Был возведен в сан игумена в 1932г. Был возведен в сан игумена в день праздника Сретения Господня

архимандрит
14 января 1936, Прага
В сане архимандрита прослужил 45 лет

 Служение архимандрита Исаакия

 Чехословакия, г.Прага, церковь свт. Николая
иеромонах, помощник епископа Сергия (Королева)
1928 - 1932

Кафедральный Собор Святого Николая, Прага

В 1928г. после успешного окончания Богословского института иеромонаха Исаакия направили в Прагу, где под руководством епископа Сергия (Королева) он духовно окормлял русских, проживающих в Чехословакии. Как в Париже, так и в Праге русские собирались вокруг Православной Церкви. Неудивительно, что Владыка Сергий и отец Исаакий были в центре эмигрантской жизни русских, многие из которых были измучены и озлоблены, а все свои печали и горечи несли к духовным отцам. Владыка Сергий и иеромонах Исаакий были одного духа: большая любовь к Богу и ближним объединяла их более 17 лет. Позже, в 1950-е годы, о.Исаакий рассказывал, как он ходил к Владыке Сергию в его убогую однокомнатную квартирку, как они устраивали чай по четвергам и как объединял их "брат-самовар", а вокруг было много молодежи, студентов, людей незнатных и знаменитых, богатых и бедных, и все находили тепло, внимание и помощь Отец Исаакий притягивал к себе людей обаянием, духовной образованностью и большой молитвенностью. Люди не только любили и уважали его, но и полностью ему доверяли, так как он прошел через подобные страдания сам. О.Исаакий сумел объединить вокруг себя православную общину. Многих ему удалось обратить к Богу, многих присоединить к Православию, о чем свидетельствуют воспоминания многих эмигрантов и их благодарные надписи на фотографиях, подаренных ему в Праге. Из воспоминаний духовной дочери А.В.Окуневой, относящихся к 1950 гг.: "Особый интерес в наследии, оставленном архимандритом Исаакием, представляют фотоальбомы, которые являются отражением всей его жизни, служения Богу, его окружения, истории русских эмигрантов. Отец Исаакий очень бережно относился к памяти прошлого. Всматриваясь в лица людей на фотографиях, отец Исаакий мог часами рассказывать о каждом. Он обладал уникальной памятью: помнил до малейших подробностей факты, даты, имена, где кого крестил, кого венчал, отпевал... "Высокочтимому архимандриту Исаакию, духовному отцу и личному другу" - такие надписи можно прочесть на фотографиях, подаренных батюшке Василием Немировичем-Данченко, Б.Н.Лосским, проф. В.В.Зеньковским, о.Сергием Булгаковым, графиней Софьей Шварценберг (урожд. княжной Трубецкой), отцом Сергием Четвериковым и другими. Осталось несколько альбомов от учеников в Праге, крестников, духовных чад и друзей архимандрита Исаакия, посвященных батюшке..." Отец Исаакий был искренно привязан к детям Михаила Михайловича и Елены Николаевны Осоргиных, одних из основателей Сергиевского подворья в Париже. Сохранился фотоальбом, подаренный ему семейством Осоргиных, с надписью: "Дорогому нашему другу и домочадцу иеродиакону, "иероняне" отцу Исаакию в день его Ангела. 30 мая 1928г. от Мули, Паки и Маки. Сергиевское подворье". (Дети Осоргиных прозвали иеромонаха Исаакия "иероняней", т.к. он часто оставался с детьми, когда родители уходили в гости или в театр, рассказывал им сказки и истории из Библии)

 Чехословакия, г.Прага, Успенская церковь на Ольшанском кладбище
архимандрит, настоятель
1936 - 1945

Церковь Успения Пресвятой Богородицы, ПрагаИз материалов дела 1945г.: "Был назначен высшим священником РОВС. Преподавал на Высших Военных курсах". Преподавание было важной частью деятельности о.Исаакия. Он преподавал Закон Божий православным детям, оказавшимся в Праге. Ученики все любили батюшку и, конечно, пользовались его добротой, но всегда затихали, когда он изъяснял душеспасительные истины, рассказывал им о Таинствах Церкви. * В Праге он читал лекции по богословию и нравственному воспитанию. Он всегда говорил без записей, по памяти, поэтому записей этих лекций не сохранилось. По воспоминаниям его учеников, о.Исаакий отличался необыкновенной сердечностью, отеческой мягкостью, благочестием. Детей учил избегать осуждения, ссор, злословия, драк, неприличных шуток, призывая блюсти нравственную чистоту, скромность. Стремился возбудить в них любовь к Святой Истине, делая все, чтобы заложенное в чистую детскую душу зерно веры, проросло. Отец Исаакий ездил в Галиполийский летний лагерь "Витязи" в Добжицах, где дети отдыхали на лоне природы. В детском лагере он благословлял детей, проводил утреннюю общую молитву, беседовал о православной вере и Церкви. Лагерь "Витязи" был создан для религиозно-нравственного воспитания православных детей. Из воспоминаний духовной дочери о.Исаакия пражанки Элеоноры (в крещении Елены): "Приехал из Праги нас навестить о.Исаакий. Конечно, все ему были рады, особенно девочки. О.Исаакий вместе с ними отправился обозревать окрестности со средневековым замком Карлштейн. Замок стоит на горе... Мы вдруг заметили, что опаздываем на поезд. О.Исаакий, недолго думая, бросился бежать, подхватив рясу. Мы, девочки, вприпрыжку побежали за ним. В этом городке никогда никто не видел православного священника, да еще мчащегося с горы... На поезд мы все-таки успели... о мне до сих пор теплится та искра, которую он зажег. В детстве мне казалось, что Иисус Христос был похож на отца Исаакия... Отец Исаакий был молод и доброты совершенно необыкновенной... " Во время войны с Германией архимандрит Исаакий вселял в сердца своих прихожан уверенность в победе России над фашизмом. Тогда ему было видение, в котором святой князь-мученик Вячеслав Чешский предсказал, что русский народ победит. О. Исаакий составил свою молитву этому святому:

 Из глубины веков встает передо мною
Прекрасный образ князя Вячеслава.
Его венчает воинская слава,
Но больше славен жизнью он святою.
Во дни суровые чужой над нами власти
Меня сподобил ты и своего виденья,
Благословив молитву и терпенье
И предсказав, что кончатся все страсти.

Арест

Чехословакия, г.Прага
24 мая 1945

Был арестован 26.05.1945г. Весной 1945 г., когда советские войска освободили Прагу, Владыка Сергий вместе с архимандритом Исаакием отслужили в честь окончания войны благодарственный молебен. Тогда же, в мае 1945г. в Праге начались аресты русских эмигрантов. Архимандрит Исаакий был арестован 24 мая 1945г. отделом контрразведки "Смерш". 20 июля он был этапирован из Праги в Львовскую тюрьму

Осуждение

Военный Трибунал Львовского военного округа
30 июня 1945

Статья обвинения 58-2,58-4,58-11 УК РСФСР

Приговор - 10 лет ИТЛ с конфискацией имущества

Судил его военный трибунал из трех членов. Из обвинительного заключения: "Проходя службу в Армии Деникина и Врангеля, принимал непосредственное участие в боях с Красной Армией, состоял членом "Галиполийского землячества", а затем "РОВС". За заслуги перед русской эмиграцией был назначен главным священником "РОВС", читал лекции на "Высших военных курсах". На протяжении 24 лет систематически проводил среди эмигрантов и народов Европы активную контрреволюционную деятельность, направленную на свержение Советской власти"

Место заключения

Львовская о., тюрьма N 4 УНКВД по Львовской обл.
20 июля 1945 - 1945
Казахстан, Карагандинская о., Карлаг, ст.Карабас, пос.Долинка, ИТЛ
сентябрь 1945 - 3 мая 1946

Попав в тюрьму в пос.Долинка, он находился в общей камере вместе с ворами и бандитами, и ему много пришлось претерпеть. Еле передвигая распухшие ноги, о.Исаакий рубил карагач. Это была тяжелейшая работа. Норму он, конечно, не мог исполнить и поэтому получал неполную пайку хлеба, которую, к тому же, отбирали соседи по камере - уголовники. Глубокой ночью, когда все засыпали, батюшка, стоя на коленях на нарах, молился. Постепенно "жители" камеры прониклись к нему уважением, стали называть "дядей Ваней". То, что он архимандрит, не могли запомнить и называли его митрополитом. "Митрополит, расскажи о Христе", - просили они. Вечерами, когда о.Исаакий начинал рассказывать, наступала тишина и все сопереживали страданиям Христа. Изнурительный труд, невыносимые условия жизни сделали свое дело: о.Исаакий сильно заболел, и после переосвидетельствования тюремной врачебно-медицинской комиссией его госпитализировали. Все это время епископ Пражский Сергий (Королев) неустанно ходатайствовал об освобождении архимандрита Исаакия. Тяжелейшее состояние здоровья батюшки, а главное, святые, слезные молитвы Владыки Сергия и осиротевших духовных чад привели, наконец, к долгожданной свободе. По определению Военной Коллегии Верховного суда СССР от 05.02.1946г., "учитывая раскаяние Виноградова И.В. и ходатайство наместника Русской Православной Церкви в Праге епископа Сергия, а также то, что Виноградов И.В. во время Великой Отечественной войны не оказывал помощи немецко-фашистским захватчикам", приговор от 1945г. был отменен, и дело в отношении него было прекращено. О.Исаакия освободили 3 мая 1946г.

Продолжение служения

Казахстан, г.Актюбинск
архимандрит
май 1946 - май 1947

Еще в тюрьме ему было видение, о котором он рассказал в проповеди: "Я был лишен самого главного блага - свободы. И вот я вижу сон, будто в наш лагерь приехал архиерей, чтобы облегчиить участь одних, утешить надеждой на освобождение других. В числе прочих подхожу к нему последним и я. Конечно, стриженый, в ватной куртке, совсем не похожий на архимандрита. Передо мною сидит величественный старец с очень большой белой бородой. Глубокие очи смотрят ласково, сочувственно и умно. Характерные брови, выступающие вперед седыми кустиками. Голос очень приятный, баритональный бас. И он сразу говорит мне: "Мы о Вас думаем, отец архимандрит. Потерпите немного, и Вы выйдете на свободу и будете служить Церкви Божией... Всем подходящим к нему Владыка раздавал бумажные образки. Подает он такой и мне со словами: "Вот на Вашу долю остался этот образок Воскресения Христова. Приимите его в знак того, что Вы воскреснете отсюда для служения в храме Божием"... Этот сон поселил во мне надежду на освобождение, которое и произошло через некоторое время... Я очутился на свободе в одном их городов Казахстана [Актюбинске]. Тамошние батюшки рассказали мне, что недавно образовалась Алма-Атинская Казахстанская епархия, о чем я не знал, и что во главе ее стоит архиепископ Николай (Могилевский), очень всем понравившийся. Он уже бывал в этом городе и вскоре опять ожидался туда опять к престольному празднику - дню памяти св.равноап. кн.Владимира. Сказали, что у них и фотография его в группе с духовенством. можете себе представить мой трепет, когда, взглянув на этот снимок, я сразу узнал в архиепископе Николае того самого Владыку, который во сне обещал мне освобождение!... С большим нетерпением я стал ожидать его приезда и убедился в том, что и голос его наяву был совершенно такой, какой звучал мне во сне. Мы познакомились и, как часто бывает, нашли много общих знакомых, что еще более сблизило нас; оказалось, что мои духовные руководители были его друзьями. Затем у нас возникла переписка, и Владыка пригласил меня в Алма-Ату, где мы прослужили с ним в мире, согласии и единодушии восемь лет". Действительно, Владыка Николай (Могилевский) взял архимандрита Исаакия с собой в Алма-Ату, добился для него прописки, назначил настоятелем в Казанскую церковь

Казанская церковь, ВерныйКазахстан, г.Алма-Ата, Казанская церковь
архимандрит, настоятель
1947 - 1948

Казахстан, г.Алма-Ата, Никольский кафедральный собор
архимандрит, настоятель, член епархиального совета и секретарь епархиального управления Алма-Атинской и Казахстанской епархийНикольский кафедральный собор
1948 - 30 декабря 1957

Отец Исаакий десять лет был настоятелем Никольского собора. В Алма-Ате о.Исаакий начал поиски своих родных. Он пытался писать на родину, но после войны от д.Хотыницы не осталось и следа. Как рассказывал сам о.Исаакий, жил он тогда в Алма-Ате на ул. Сибирской. Как-то прилег на кровать и видит сон: стоит перед ним Владыка Евлогий с кадилом и с ним Владыка Сергий, и говорят: "Мы пришли отпеть твою маму Анну". О.Исаакий поспешно встал с постели, как будто это было наяву, и прямо в носках устремился к двери, за которую устремились Владыки. О.Исаакий еще ощущал запах ладана, но в квартире никого не было... О.Исаакий рассказал о видении владыке Николаю, и тот благословил отпеть рабу Божию Анну. Отпевал о.Исаакий свою маму дома. Позже он узнал, что она и его сестры погибли в блокаду. В Алма-Ате архимандрит Исаакий был сподвижником и надежным помощником митрополита Николая (Могилевского) в деле духовного возрождения Казахстанской епархии в период "сталинского перемирия" и послевоенной разрухи. Архимандрит Исаакий совершал тайные монашеские постриги, тем самым укреплял молитвенное горение духа среди своей паствы. Память о нем сохраняется как о подвижнике благочестия, явившем пример истинного пастыря, душу свою полагавшего за чада свои. Многим он открыл путь ко спасению, многих обратил к Богу. О.Исаакий со слезами молился Пречистой Божией Матери, вымаливая у Нее прощение грехов и помощь для своих духовных детей. Много раз он выручал своих духовных чад житейским мудрым советом, силой своих святых молитв, поражал прозорливостью. Его духовные чада отмечали: "Наш отче умел так молиться, что его слышал Бог. Как он молился! Казалось, все святые небожители были его друзьями, и он только вздохнет о ком-то - и они его слышат... ". А.Я.Юрпольская, врач и духовная дочь архимандрита Исаакия рассказывала: "В 1949г., будучи кормящей матерью, я заболела грудницей: температура 40 градусов, сильные боли в груди. А ребеночку - 43 дня (отец Исаакий и крестил девочку). Обратилась к о.Исаакию с просьбой помолиться... От сильной боли металась, потом вроде заснула и увидела Святителя Николая и отца Исаакия - сразу же проснулась. Удивительно: боли в груди нет, температура нормальная, а грудь твердая - но от молока. На другой день пошла в храм к отцу Исаакию благодарить за выздоровление, а он говорит: "Я молился у мощей великомученицы Варвары". И еще один случай. Моей дочери было полтора годика. Отец Исаакий был у нас в доме. Дочь бегала около меня, а я подумала: "Вот будет еще один врач". Через некоторое время о.Исаакий обращается ко мне: "Вы думаете, что Варенька будет врач? Нет, она будет преподавателем". Так оно и исполнилось". О силе молитв архимандрита Исаакия вспоминали его духовные дочери Галина и Валентина. Валентина (она работала фельдшером), чтобы вылечить Галину от ангины, решила оросить ее горло пенициллином из шприца, но неожиданно игла выскочила и попала в пищевод Галины. Однако по непрестанным молитвам о.Исаакия, игла перевернулась тупым концом вниз, потихоньку продвигалась к выходу и на третий день благополучно вышла: "Отец Исаакий молился, и мы, грешные, вместе с ним. Мы все легко вздохнули, а отец только молча перекрестился. Вот так всегда было при жизни отца: все беды, постигавшие нас, как только о них узнавал отец, проходили незаметно, как будто сами по себе". Из воспоминаний крестника о.Исаакия Якова Тимофеевича П.: "Не все мы знали, что отец Исаакий мог обличить в содеянном грехе... В нашем цехе уборщицей работала Мария, прихожанка Никольского собора... Она стала жаловаться, будто во время уборки цеха "бес заскакивал ей на спину и танцевал". Она это ощущала и от такого недуга сильно мучилась, страдала духовно и телесно. Врачи ничем не могли помочь, ей становилось все хуже и страшнее. Я предложил ей обратиться к отцу Исаакию, что она и сделала. Отец Исаакий призвал ее к покаянию, чтобы избавить от недуга. Однако полного покаяния не было. Отец Исаакий сам обличил ее грех, указал первопричину тяжелой болезни. По мере раскаяния и ее искренней веры, а главное, по молитвам архимандрита Исаакия, искушение у Марии стало проходить и здоровье улучшилось... Мы, окружавшие его духовные чада, знали силу его духовного врачевания, но сам отец Исаакий никогда об этом не говорил. Часто в беседе с нами указывал на наши грехи, обличая иносказательно, как будто это грехи других людей. Многие видели себя в этих рассказах, понимали и раскаивались в своих грехах. Многие обращались к нему со своими недугами. Батюшка советовал смазывать больные места елеем от лампадки и просить при этом у Господа прощения своих грехов, а сам в это время усердно молился о духовном чаде перед Всевышним и Пречистой Богородицей - вот и получал больной исцеление! Да, отец Исаакий был усердным молитвенником перед Богом, по его молитвам многие получали прощение грехов и избавление от недугов". Валентина Л. из Алма-Аты, духовная дочь о.Исаакия, бывшая медсестрой при нем, вспоминала: "Для нас, духовных чад, он был любящим и снисходительным отцом, всепрощающим и от своего сердца, и властью, данной ему от Бога. Это был необыкновенный человек. К отцу Исаакию подходило высказывание апостола Павла: "Мы ничего не имеем, но всем обладаем". И наш отец не имел ни кола, ни двора, как говорится. Имел, правда, и кровать, и, когда в изнеможении ложился на нее, говорил: "Я бы поставил памятник тому человеку, который придумал кровать... ". И вот, не имея ничего, он щедро одаривал нуждающихся материально. Духовным богатством одаривал всегда и всех - кто сколько может вместить. А как строго он относился к себе! Страдая сахарным диабетом, при котором так необходимо пополнение сгоравших калорий, он строго соблюдал посты: на первой седмице Великого поста не ел до позднего вечера. И, когда читал в соборе канон Андрея Критского, горло у него пересыхало, но он выдерживал... ". Когда о.Исаакий был помоложе, но тоже больной, он на первой седмице Великого поста не вкушал пищи до среды, до окончания Литургии Преждеосвященных Даров. Из воспоминаний крестницы и духовной дочери о.Исаакия А.В.Окуневой: "Втреча с о.Исаакием перевернула всю жизнь моей мамы. Мама была поражена его обаянием, высокой культурой, богословскими и научными познаниями, знанием нескольких иностранных языков. Мой отчим был неверующим, но душеполезные беседы с отцом Исаакием обратили его к Богу. В 1949г. отец Исаакий венчал моих родителей, которые стали его духовными чадами. Моя мама была безнадежно больна. Она переживала мою будущую сиротскую жизнь, поэтому слезно просила своего духовного пастыря не оставлять меня, быть мне и отцом, и крестным, и духовником. Так и сложилась моя жизнь... После смерти мамы меня забрала из Алма-Аты мамина сестра Ангелина - тоже духовная дочь отца Исаакия. С того времени я острее почувствовала попечительство своего крестного отца. От него я получала наставления на дальнейшую жизнь, благословение на учебу в институте, аспирантуре и при необходимости материальную помощь. Архимандрит Исаакий сам крестил меня в 1948г. Крестный был моим покровителем, попечителем, наставником и духовным пастырем. Вспоминаю свой день Ангела. В гости обязательно приглашали крестного и духовных чад отца Исаакия с детьми. После службы в храме готовились к встрече, ждали, а нас, детей, посылали несколько раз к автобусной остановке встречать... Крестный привозил мне большую просфору и коробку конфет (неполную, но по тем временам это была большая роскошь) и много конфетных фантиков для коллекции. После водосвятного молебна бывал обед... Незабываемы были дни Ангела самого архимандрита Исаакия... Духовные дети, зная о его любви к цветам, всегда приносили ему множество цветов в подарок. Отец Исаакий был удивительным рассказчиком, и мы, непоседливые дети, с замиранием сердца слушали его рассказы о ветхозаветном пророке Моисее... После его рассказов я и по сей день с особой любовью почитаю пророка Моисея. Крестный знал нашу семейную привязанность и подарил нам изображение пророка Моисея. Отец Исаакий с детства горячо любил преподобного Серафима Саровского, и это передалось его духовным чадам. У всех его духовных чад были иконы этого святого чудотворца. Рассказы из библейской жизни для детей крестный строил по сценам. Тихим голосом вел он свое задушевное повествование. В праздник Рождества Христова в его келье обязательно сооружался вертеп... Всегда интересны были выступления детей и взрослых на рождественской елке у крестного. Отец Исаакий (мы всегда его очень об этом просили) рассказывал нам про серенького козлика, причем действие развивалось в трех актах. Прикладывая руки к сердцу, о.Исаакий показывает, как бабушка любит козлика. Громко и грозно батюшка объявляет: "Напали на козлика серые волки, вот как, вот как, серые волки". Крестный закрывает лицо ладонями и сквозь "слезы" тихонько сообщает: "Остались от козлика рожки да ножки". И нам жаль бедного козлика и его бабушку. А какие удивительные были встречи в пасхальные дни! В комнате у батюшки стояла маленькая "колокольня", и, приглашая после разговоров к обеду, отец Исаакий звонил, вернее, отзванивал пасхальный перезвон. С детства запомнились и проповеди крестного. Речь отца Исаакия отличалась яркой выразительностью. Поучения архимандрита, шедшие от сердца, были просты и доходчивы как для взрослых, так и для детей. Редко кто из слушателей оставался равнодушным. Особенно запала в мою детскую душу проповедь о святых мученицах Вере, Надежде, Любови и мудрой их матери Софии. Рассказывая об их мучениях, отец Исаакий призывал своих духовных чад развивать в себе великие христианские добродетели: веру, надежду и любовь... Бог есть Любовь. Архимандрит Исаакий в полной мере обладал любовью к Богу и людям. Эту любовь он пронес через всю свою жизнь.

Вид на Никольский собор с ул. Виноградова, АлматыЛюбить - это в райские двери стучаться,
Другого ведя за собой!

- так писал батюшка. Духовные чада архимандрита Исаакия часто обращались к нему со своими переживаниями и невзгодами, просили помолиться о них, зная великую силу его молитв. Дети тоже прибегали к нему со своим просьбами. Из-за неуспевания в школе я и еще несколько девочек расстраивались до слез. Отец Исаакий давал нам добрые наставления и вместе с нами молился преподобному Сергию Радонежскому. Получив благословение крестного, мы уходили с надеждой на покровительство и помощь преподобного Сергия. Действительно, успехи приходили вместе с нашими стараниями. Отец Исаакий был очень внимательным и прекрасно знал, какие у нас в школе оценки. Он любил детей, и мы платили ему такой же любовью. Крестный, утешая меня, говорил, что человек не должен поддаваться унынию. Рассказывал историю про двух лягушек, упавших в кувшин со сливками и как одна сумела выкарабкаиться и спастись: "Так и мы должны молиться - и спасемся". Часто повторял: "Не унывайте, а на Бога уповайте, и все будет хорошо!" После службы в Никольском храме мы с родителями, как и другие духовные дети, долго поджидали его, чтобы проводить до дома. К нему всегда стояла очередь за благословением. В те времена, когда один вид священника вызывал у некоторых людей ярость, злобу и насмешки, несмотря ни на что, отец Исаакий всегда ходил в подряснике, а зимой - в рясе. Его никто никогда не видел в мирской одежде. Нам же хотелось оградить дорогого крестного. Все гурьбой шли на трамвайную остановку, наперебой что-то рассказывая отцу Исаакию. Он был близоруким и всегда просил детей сообщать номер приближавшегося трамвая. Увидев трамвай, мы радостно и громко выкрикивали его номер. Крестный надевал пенсне и подтверждал, что именно на этом трамвае мы поедем. После этого мы довольно шумно восклицали: "Наш, наш!" - и, чинно пропуская вперед отца Исаакия, торопились сесть вместе с ним в один вагончик. Сколько же радости нам доставляло быть рядом с батюшкой! Но было и много неприятного. За верующими следили. Вера в Бога, посещение церкви преследовались. Мы опасались говорить о своей вере в Бога. Также боялись мы сами случайно навредить и отцу Исаакию, за которым была усиленная слежка. Мы, вездесущие дети, знали и частенько видели некоторых "ставленников" (работников КГБ), которые "посещали" церковь, выслеживали непонятно что, "сопровождали" отца Исаакия до его дома и вели наблюдение". В 1951г. о. Исаакий встретился с Владыкой Сергием (Королевым), вернувшимся из Праги, и назначенным на Казанскую кафедру. Встреча была в Москве, куда архимандрит Исаакий приехал из Алма-Аты. Эта удивительная встреча, теплая и сердечная, обоих старцев сильно обрадовала. Они слезно благодарили Господа, что Он сподобил их встретиться. Возвращаясь в Прагу, Владыка Сергий повез гостинец пражанам от отца Исаакия - хлеб - и там раздробил его и раздал почитателям, чадам и знаемым по кусочку в память о батюшке - живом, здравствующем. Раздавал, как святыню, и это было им в радость, такое было почитание его, такая к нему любовь. Через год, 18 декабря 1952г. архиепископ Сергий скончался. В своем слове о Владыке Сергии архимандрит Исаакий сказал: "Это был замечательный светильник на свешнице нашей Церкви. Я ему был не только сыном, не только послушником, но больше того - он почтил меня названием "братика", т.к. постригал нас в монашество и рукополагал во священство один и тот же митрополит Евлогий, только Владыку на 20 лет раньше, чем меня... ". В 1955г. скончался митрополит Николай (Могилевский). В конце 1957г. в Казахстанскую епархию пришла телеграмма от Святейшего Патриарха Алексия I, в которой он предписывал архимандриту Исаакию прибыть в Москву. 30 декабря 1957г. о.Исаакий покинул столицу Казахстана Алма-Ату и больше туда не возвратился

Московская о., г.Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева лавра
архимандрит
январь 1958 - апрель 1958

В Москве архимандрита Исаакия тепло принял Святейший Патриарх Алексий I, который направил его в Троице-Сергиеву Лавру с намерением оставить там преподавателем. Более трех месяцев о.Исаакий был насельником Лавры, но в прописке бывшему белогвардейскому офицеру, жившему за границей 25 лет, отказали. Встретившись вновь со Святейшим Патриархом, он получил назначенике в г.Елец Святейший благословил о.Исаакия нательной иконкой Божией Матери, с которой он не расставался до самой смерти и вручил ему посох. Архимандриту или игумену посох дается, когда он управляет монастырем. Для о.Исаакия, не руководившего монастырем, посох был Патриаршей наградой, означавшей высокую оценку его пастырских заслуг и дарований, при невозможности, как выяснилось впоследствии, рукоположить его в сан епископа из-за противодействия этому советской власти. Получив в Воронеже благословение Владыки митрополита Иосифа, архимандрит Исаакий прибыл в Елец 5 апреля 1958г. и прослужил там 23 года - до самой кончины

Липецкая о., г. Елец, Вознесенский собор

архимандрит, настоятель собора, благочинный храмов Елецкого округа
6 апреля 1958 - 1981

Вознесенский собор, ЕлецАрхимандрит Исаакий был пастырем высокой духовной жизни и человеком большой эрудиции, прекрасным проповедником, усердным молитвенником и добрым духовным отцом и наставником. В нем сочеталось несколько священнических призваний, подкрепленных практической деятельностью, что привело его к призванию редчайшему, в котором смыкаются и дарования свыше и жизненные заслуги - к старчеству. "Орел духовный" - так называли его духовные чада и прихожане. Прихожане Вознесенского собора очень полюбили о.Исаакия. Его ласково называли "наш батюшка", "наше золотце". Два крыла распростирал отец архимандрит над ними - слово и дело. Его синодик о живых и почивших был очень велик, он включал имена всех тех, с кем пришлось ему встретиться на его жизненном пути, всех тех, за кого его просили молиться. О.Исаакий вмещал в свою любящую душу все скорби своих многочисленных духовных чад, принимал на себя их тяготы, просил у Господа прощения их грехов, молился о помощи им от Бога. К батюшке не иссякал поток духовно немощных, обиженных судьбой, слабых: все они нуждались в его любви, утешении, мудрости, в простом ободрении, а главное - в его молитвах. Сила молитв архимандрита Исаакия, этого Божия старца, была велика, и пасомые это чувствовали. Свою духовную силу он черпал в молитве - церковной и келейной. Окружающие старца Исаакия воспринимали силу его молитв как нечто само собой разумеющееся. Из воспоминаний А.В.Окуневой: "С переездом отца Исаакия в Елец моя доверительная переписка с ним продолжалась. С 1963 по 1980 год встречи наши были ежегодными. Я жила и работала в Сибири, но мои пути во время командирировок и отпуска всегда пролегали через Елец... Отец Исаакий встречал меня с тихой радостью, всегда улыбался, разводил руками, благословлял,... и проходили все страхи, отступали неприятности, обиды... А вечером я готовилась к исповеди. Целью моей поездки была встреча, исповедь, причастие, общение... Никто и никогда так меня не исповедовал, как отец Исаакий. Через много лет после смерти моего духовника я поняла: умение исповедовать - это великий дар Божий. Всегда на исповеди создавалось впечатление, что ты очень медленно продвигаешься по густому лесу без тропинки, перелезаешь через буреломы, чтобы достичь одной цели: выйти из этого темного леса на солнечную поляну. А отец внимательно следит, как ты "идешь" или "ползешь" с греховным грузом, перешагиваешь через жизненные искушения; учит, назидает, внушает, но ведет тебя. Чувствуешь помощь - и твой "мрачный лес" позади. А потом я спешила в величественный Вознесенский собор. Служил отец Исаакий. У него было право служения Божественной Литургии до "Отче наш" с открытыми вратами... Какая же это была служба! Самая удивительная и проникновенная! О роли храма в жизни христианина крестный много и часто говорил и даже в стихах славил храм:

Вознесенский собор, ЕлецВ церкви служба идет,
Правя строгий черед,
Там монахи поют и читают.
Рай тех звуков над храмом плывет

И высоко над куполом тает" Отец Исаакий очень благоговейно относился в служению Литургии. Как и Владыка Алма-Атинский Николай, он имел дар молитвенных слез при совершении Евхаристии. Во время службы, как отмечали соборные богомольцы, лицо его часто озарялось необыкновенным Божественным светом. Его тихий, мягкий, но ясный голос как бы призывал и располагал к молитве. После службы к нему всегда выстраивалась длинная очередь - получить благословение. Сколько же надо было иметь терпения и любви, чтобы с каждым поговорить, совершив службу! А ведь у батюшки были больные ноги, сахарный диабет, он перенес инфаркт миокарда, операции. Но люди стояли и ждали своей очереди, чтобы получить душевное облегчение и утешение. Для каждого отец Исаакий находил теплые, ласковые слова, всем оказывал внимание, духовную помощь, а зачастую и материальную. Он никогда никого не обличал, не стращал и не карал, а имел смирение и необыкновенное, великое терпение. Каждый отходил от него с облегчением, ведь от отца Исаакия исходили всепонимающая любовь и доброта. Если хоть раз человеку приходилось общаться с ним, то у него появлялась потребность еще раз увидеть батюшку, получить его совет - вроде бы простой, но по-житейски очень мудрый. Ни одна просьба не оставалась без внимания. Без преувеличения можно сказать, что жил он не для себя, а до конца дней своих для людей. И лучшей наградой для него была ответная любовь его повзрослевших духовных чад. Радоваться крестный тоже умел искренне, улыбался всегда по-доброму. Когда ему сообщали какую-то приятную новость или рассказывали об удачном завершении, исполнении дела, крестился и говорил: "Слава Богу!" Отец Исаакий любил Пушкина, Достоевского, Чехова, Вальтера Скотта, а жития многих святых знал на память, цитировал оттуда целые фразы, выражения - удивительная была у него память. Вообще он любил читать, читал очень много. Любил читать вслух. Его чтение не было артистическим, однако захватывало. Мы часто плакали, когда он читал нам из житий святых. Очень любил отец Исаакий иконы. Любил дарить их и получать. В то время иконы были очень простые, в большинстве своем бумажные или фотографические. Когда отмечался праздник какого-нибудь святого, батюшка приносил из своих келейных запасов в собор фотоснимок его иконы, а прихожане говорили: "У нашего отца настоятеля вагон икон". Архимандриту Исаакию был присущ дар слова. Духовное наследие его составляют молитвы, проповеди, слова, поучения, а также стихи. Многих поражало его великое трудолюбие в таком преклонном возрасте. Он постоянно совершал богослужения, требы, заботился о благолепии собора. Как настоятелю, ему приходилось решать разные хозяйственные и организационные вопросы. При этом он окормлял многочисленную паству, вникал в нужды духовных чад. Он вел обширную переписку в пределах России и с зарубежьем, отвечая на все вопросы. Архимандрит Исаакий до конца своих дней сохранил жизнерадостность, остроумие, шутливость, то целомудрие, при котором всем было легко. Из воспоминаний духовной дочери Валентины Л.: "Наш отец Исаакий был верный сын Отечества, истинный служитель Православной Церкви, хранитель апостольских преданий. Церковь для него - это все. Он, уже будучи обремененным годами, немощным, больным, так ревниво относился к службам, что, когда архиереи намекали ему, что пора уйти на покой, грустил и говорил: Если не служить, то и не жить". И умер он, как и хотел, на посту"

Награды

посох, 1957
Награжден Святейшим Патриархом Алексием I;


право служения Божественной Литургии при открытых царских вратах
Награжден Святейшим Патриархом Пименом;


право ношения трех крестов
Награжден Святейшим Патриархом Пименом;


орден равноапостольного великого князя Владимира, III
Награжден Святейшим Патриархом Пименом;


орден равноапостольного великого князя Владимира, II
Награжден Святейшим Патриархом Пименом
Патриаршая грамота и Патриарший крест, 1977
Награжден Святейшим Патриархом Пименом

Кончина

12 января 1981, Липецкая о., г. Елец.

Место захоронения - Липецкая о., г. Елец, городское кладбище

В день отпевания и похорон, 14 января (а этот день совпал с 55-й годовщиной возведения отца Исаакия в сан архимандрита), собралось так много народа, что были заполнены и сам собор, и соборная площадь, Духовные чада батюшки чувствовали себя сиротами. Плакали прихожане и все присутствовавшие. Во время заупокойного богослужения в храме слышался тихий скорбный плач осиротевшей паствы. Прощальное слово признесли архиепископ Воронежский, а позже митрополит Ювеналий (Тарасов), архимандрит (впоследствии архиепископ) Евсевий (Саввин), архимандрит Виссарион (Матчин), священник Павел Поволяев. Многие духовные лица прислали свои соболезнования. В Праге митрополит Чешских земель и Словакии Дорофей в Свято-Никольском храме совершил о нем заупокойное богослужение. Иеросхимонах Нектарий (Овчинников), один из старейших клириков Елецкого Вознесенского собора, писал: "Земная жизнь остановилась для отца Исаакия - он принадлежит Вечности. А нам, оставшимся, наше земное время дается для того, чтобы осознавать высокий подвиг таких людей, как отец архимандрит Исаакий, и по мере сил следовать им". Сейчас к могиле архимандрита Исаакия - большое паломничество: все служат ему панихиды, просят у старца молитв и предстательства перед Господом. Приходящие с верой получают утешение, заступничество, душевное успокоение и телесное исцеление.

 Публикации об архимандрите Исаакии

  1. Под сенью любви. Архимандрит Исаакий (Виноградов)/ Сост. А.В.Окунева. М.: Изд-во Московской Патриархии, 2000.
  2. Офицер, монах и пастырь. Архимандрит Исаакий, - Сост. А.В.Окунева, изд-во Паломник, 2005, 719 стр.
  3. Сайт Храма Успения Пресвятой Богородицы в Праге, где до 1945 года архимандрит Исаакий был настоятелем http://www.pravoslavie.cz/

© Окунева Алевтина Витальевна

© Королева Вера Викторовна

Икона дня

Православный календарь

Расписание богослужений

Богослужения в нашем храме совершаются ежедневно

Начало богослужений:

В будни утром в 8 ч.; вечером в 17 ч.

В воскресные дни утром в 7 и 9 ч.; вечером в 17 ч.